Валерий Гусев: «Нужно победить врага в себе»

Назад к разделу «Пресса о нас»

«Народная газета»

10 апреля 1999 г. стр. 4 №64 (23’198)

Восточные боевые искусства пользуются огромной популярностью во всем мире, а уж в России — тем более. Но мало кто из нынешних «адептов», как модно говорить в специальной литературе, помнит, как это начиналось, и через какие «тернии» пришлось пройти людям, которые были первыми преподавателями карате, кунг-фу, ай-кидо и прочим направлениям того, что во всем мире называется Martial Arts (боевые искусства). Сегодня в гостях у наших читателей — ВАЛЕРИЙ ГУСЕВ, один из тех немногих, чье имя и чья жизнь связаны с развитием боевых искусств в бывшем СССР. Но, прежде всего в Москве и Московской области.

Тогда, почти 20 лет назад, мы знали о карате только одно — можно научиться разбить кирпич ладонью, ударить человека в живот ногой, а не рукой в боксерской перчатке. И вот в серпуховском Дворце культуры при поддержке газеты «Ленинское знамя» и общества «Знание» проходят показательные выступления Валерия Гусева с его учениками.

Кирпичи ломали там не только руками, но и головой. И не только кирпичи ломали. И не только головой.

Народу был полный зал, люди стояли на дорожках между креслами Господи, да в Серпухове это помнят и до сих пор.
«А вы, Валерий Кимович, помните?» С этого вопроса корреспондент нашей газеты начал интервью с Валерием Гусевым.

— Конечно, помню. Выступление в Серпухове стало одной из немногих возможностей продемонстрировать то, на что способен человек, если он хоть немного умеет контролировать свою душу и тело. Но я сразу хочу подчеркнуть, что мы в Серпухове карате не показывали. Мы показывали кунг-фу и старались объяснить что это такое и в чем отличия.

— И в чем отличия?

— Чем капля от моря отличается? Вы сможете сами передать это словами своим читателям?

— Боюсь, что только каплю… Но ведь тогда, почти 20 лет назад, вы показывали удивительные вещи — разбивали доски в 16 сантиметров толщиной пальцами, кололи ребром ладони гальку с пляжа…

— Если вы камни имеете в виду? Бил…

— Ну да, конечно… 20 лет прошло с тех пор, как официально боевые искусства были разрешены в СССР и буквально через пару лет на представителей карате и прочих восточных видов и школ пошли такие массовые гонения со стороны представителей правоохранительных органов. Почему? Какую угрозу обществу вы, люди, преподававшие боевые искусства, тогда представляли?

— Простую. Мы оказались в параллели коммунистической идеологии: то есть люди должны нести людям добро. Но в русском языке слово «добро» может обозначать и кусок дерьма. Сколько «добра» наделало наше или любое государство людям? Мы же хотели тогда 20 лет назад, и сейчас этого хотим — человек, один человек должен вести себя по отношению к другим людям, животным, вообще к природе и космосу с уважением и уметь защищаться от негативного влияния

— Очень много философии. Людей же интересует, как доску разбить рукой…

— Просто. Берешь доску. Берешь руку. Что-нибудь сломается. Я о чем хочу сказать — тогда, 20 лет назад, было очень мало информации о восточных единоборствах, было очень мало людей, которые понимали, что прежде чем нанести удар, нужно научиться владеть своим телом и душой так чтобы этот удар не наносить.

— Да, помню. Нечто такое было во французском кинофильме, где Пьер Ришар был благодарен Богу за то, что не ударил встречного человека, обидевшего его. Ришар, вернее, его герой долго ходил вокруг своего обидчика, махал руками-ногами, визжал, а потом ушел в сторону от схватки, сопровождаемый «крутым» Депардье…

— Да сейчас в России многие мастера боевых искусств руками машут точно так же как Ришар в этом фильме.

— Но ведь существует куча публикаций в СМИ о тех наших согражданах, которые пришли преподавать боевые искусства в Россию из Шаолиньского монастыря, например.

— Пусть они тогда объяснят что было в Шаолине — мужской монастырь или роддом.

— В 1982 году в УК РСФСР появилась статья 219 «прим» (незаконное преподавание карате). И тогда же против вас началось следствие, и состоялся быстротечный суд, по приговору которого вы отбыли почти пять лет в местах не столь отдаленных. Это же было?

— Было, конечно. И статья в УК была и суд надо мной, и 4 года и 7 месяцев моего заключения. Но эта история достойна отдельной книги. Поймите, что первые инструкторы по боевым искусствам естественно вы ходили в «мир» из КГБ Кто то — по другим каналам. По личным связям, например, по родственным кто то в Японии пожил, а я в России с китайцем познакомился. Тренироваться начинал самостоятельно с 1969 года. По книжкам, кое-какой обрывочной литературе. Потом видео появилось. Занимались просто, без какой-либо системы. Но потом судьба свела меня с человеком, которого зовут Ся Тун. Хотя знаком, я был с ним еще с 1956 года — вместе в больнице в хирургии лежали. Вот с ним уже начали заниматься по системе. Многие не выдерживали — скучно становилось, уходили в карате или еще куда-то. А тут мы полгода стойки только изучали. Каратеки уже ногами машут, а мы — в стойках гоняем одно и то же. Попозже начали отрабатывать один и тот же удар, но в разных стойках. Все это очень монотонно с точки зрения представителей других школ. Но суть в том, что мы отрабатывали базу» А это — умение перемещаться и один единственный удар.

— А подробнее можно рассказать о системе?

— О, там 90 ступеней! Сейчас наш Региональный общественный благотворительный фонд содействия развитию у-шу, президентом которого я являюсь, готовит к изданию серию книжек об этих уроках. В вашей газете просто не хватит места.

— А что это за фонд?

— Он зарегистрирован совсем недавно. До этого мы много лет готовились к его созданию. Прежде всего, инструкторов готовили, сейчас начинаем вести занятия в 48 группах, где будут тренироваться пока 1,5 тысячи человек. В основном дети — и бесплатно. Мы собираемся готовить молодежь к жизни, чтобы ребята не боялись трудностей, могли рассчитывать на свои силы, избегали агрессии.

— Как это боевые искусства — и без агрессии?

— А поэтому их искусствами и называют. Ведь это большое мастерство — уметь изжить агрессию в себе и самому перестать быть объектом агрессии.

— А на какие деньги фонд будет осуществлять благотворительную деятельность?

— Основные деньги выделяют мои продвинутые ученики, которые сейчас занимаются бизнесом. Это люди неравнодушные к судьбе детей. Ведь это огромная проблема согласитесь — состояние и духовное и физическое нынешней молодежи. Государство утратило к ней интерес. То есть интерес к своему будущему. Если раньше были комсомол какие-то пионерские лагеря, то теперь эту нишу заняли наркоманы, бандиты, фашисты. Вот они интерес к молодежи проявляют очень активный. Одни — как к расширению рынка сбыта наркотиков, другие — как ступенькам для своего прихода к власти. У нас совершенно другие интересы, я о них уже говорил выше. Мы намерены организовывать летние лагеря для учеников, бесплатное питание и прочее.

НАША СПРАВКА:

Парадокс, бросающийся в глаза:
человек, за плечами которого почти пять лет заключения, хочет уберечь молодежь от преступных путей развития. Здесь обязательно хочу обратить ваше внимание на следующие факты. По статье 219 «прим» (напомню: незаконное преподавание карате) за всю историю существования этой статьи сидел только один человек — Валерий Гусев. А организатором его громкого по тем временам процесса был КГБ. Этим людям показалось, что не должно быть у советского человека ни малейшего права на самозащиту. Кстати, очень интересен механизм, с помощью которого госбезопасность загнала все школы карате и кунг-фу тогда, в середине 80-х годов, в подполье. По уставу федерации карате преподавать его мог только человек, прошедший специальную аттестацию, и подобные экзамены тренер должен был сдавать каждые полгода, чтобы подтвердить свою квалификацию. Иначе его удостоверение считалось недействительным. Так вот, сначала аттестации перестали проводить в течение года (это случилось где-то в 1982 году) и ввели статью 219 «прим» в УК, а потом и федерацию потихоньку и без шума закрыли. То есть практически все преподаватели оказались вне закона. А ведь в Советском Союзе тогда карате занимались миллионы человек. Но вернемся к нашему интервью.

— Почему же тогда посадили именно Гусева?

— А потому, что я преподавал в основном кунг-фу, то есть китайскую технику. Карате, естественно, мы изучали в пределах, необходимых для того, чтобы получить право на регистрацию в федерации и право на преподавание, на выступления в турнирах и на чемпионатах. А Китай тогда для СССР был чуть не врагом номер один. Но так как КГБ шпионской деятельности за мной не заметил, хотя оперативную работу по Гусеву, как это у них называется, вели они несколько лет, решили убить двух зайцев сразу — оправдать свои затраты на бесполезную слежку за мной и устроить громкий процесс, чтобы другим неповадно было. Загнали меня в зону, а карате — в подполье, а из подвалов во время перестройки многие ученики вышли уже бандитами.

— Почему?

— А потому что те, кто их там тренировал, больше интересовались возможностью брать деньги с учеников, а не воспитанием духа людей. У российской молодежи нет боевого духа. Только после стакана. А после стакана боевой дух есть, а сил нет. Вот интересный момент, о котором нынешние «мастера» почему-то не вспоминают, — ведь почти каждый ученик давал подписку о неприменении своего искусства. Разрешено было применять его на улице только в случаях: когда опасность угрожает государственной собственности, когда опасность угрожает группе людей, когда смертельная опасность существует для тебя лично (причем нападение с ножом или дубиной смертельной опасностью не считали). Почти все школы карате в обязательном порядке каждый вечер выставляли своих учеников на улицы дружинниками. Они следили за общественным порядком.

— А почему же нынешние мастера об этом сегодня не вспоминают?

— Просто потому, что многие об этом не знают, они тогда еще и не занимались боевыми искусствами, а некоторых их учителя считали недостойными даже дежурить на улицах. Очень много сейчас самопальных учителей, очень много. И опять у них только деньги на уме и самореклама, естественно.

— А вы в ней не нуждаетесь?

— Я лично — нет. Меня достаточно хорошо знают не только в бывшем СССР, но и в том же Китае. В какой-то информации о нашем фонде скорее всего нуждаются люди, которые хотят серьезно заниматься боевыми искусствами. Это так. Сейчас наш фонд располагается в одном из павильонов ВВЦ в Москве и, пользуясь случаем, хочу выразить благодарность руководству ВВЦ за то, что он предоставил нам это помещение и оказал посильную помощь. Приятно, что есть такие люди.

Олег Утицин