«Западный Дракон» выходит из тени

Назад к разделу «Пресса о нас»

«Аргументы и Факты»

(приложение «СВ»)

14 мая 1999 г. №19, стр. 19

История ушу начинается с VI в. н. э. (времена Бодхидхармы). В начале тысячелетия произошло разветвление школ на уданское и шаолиньское направления. В XVII в. последовало их слияние, одним из ответвлений которого стала боевая школа ушу «Западный Дракон».
Сегодня ее возглавляет Валерий Кимович ГУСЕВ, единственный ученик легендарного Ся Туна, чье имя прекрасно известно всем, кто знаком с боевыми искусствами Востока.
Основное направление школы «Западный Дракон» — боевое. Именно по этой причине до настоящего времени школа преподавалась только в закрытых даосских монастырях или передавалась из поколения в поколение. Сей-час школа преподается на общедоступной основе под руководством Валерия Гусева, за-нимающего высшую, 90-ю ступень мастерства.

«Путь Дракона»

Гусев — одна из ярчайших личностей в поднебесье восточных единоборств. Обладатель многочисленных боевых регалий и спортивных титулов, он часто становился героем легенд и таинственных слухов. Иная информация о нем до последнего времени была недоступна. Но сейчас, когда «Западный Дракон» выходит из тени, мне удалось узнать его истинную историю. Узнать из первых рук — от самого Мастера. Я начал интервью с ним с простого и очевидного вопроса:

— Кто был вашим учителем?

— Моим учителем был Ся Тун, Мастер боевой школы ушу «Западный Дракон». Мы познакомились в 1957 г. в прибалтийском Калининграде (мне тогда было 6 лет).

Уезжая в 1959 г. на родину, он подарил мне значок (перламутровый голубь с жемчужным сердцем на золотой цепочке).

Через 10 лет в Москве мне предложили познакомиться с человеком, который, возможно, станет меня учить тому, что мне нужно. Этим человеком оказался Ся Тун, я знал его уже 12 лет… Невозможно случайно попасть два раза с разных концов света одновременно в одну точку!

— А кто такой Ся Тун?

— Ся Тун — великий человек, о котором можно много говорить, так ничего при этом и не сказав. Его путь настолько уникален и сложен, что не каждому дано его осознать… Его имя навеки вписано в книгу под названием «Боевые искусства», и тот, кто сумеет ее прочесть, может быть узнает что-то и о нем.

— Почему школа «Западный Дракон» прекратила свое существование в самом Китае?

— Может быть, где-то в монастырях еще остались мастера, но фактически единственным представителем школы в Китае был Ся Тун. А он, как и бойцы многих школ, эмигрировал.

— Получается, что в Китае вообще бойцов не осталось?

— Китайские власти пытаются слепить из ничего какой-то образ, но у них не получается. Те, кто там сейчас выступает, — вроде наших артистов Госконцерта. Они могут показать серьезную технику, но они — не бойцы.

— Почему, уже 30 лет занимаясь ушу и другими восточными единоборствами, вы почти не преподавали школу «Западный Дракон»?

— Школа исключительно боевого направления и крайне сложна в освоении, некоммерческая, по ней не проводится соревнований. По этой причине у меня просто не было средств для того, чтобы преподавать ее большому количеству учеников.

— Почему, практически не преподавая, вы оказались единственным человеком, кого в нашей стране осудили на 5 лет за «незаконное преподавание карате»?

— Сложно сказать, почему так получилось, но мне известно, что в свое время в КГБ решили: «Всяким штурминым и гусевым мы скоро обломаем руки». И почти сразу после этого они неофициально предложили мне пойти к ним преподавать. Я отказался. Может быть, из-за этого они и обозлились, кто знает? Да и вообще, это они считали, что наказали меня.

— Но власти должны были это каким-то образом мотивировать?

— Если каждый человек начнет сам думать и идти по своему пути, кто же пойдет по их дороге? Мы чувствуем себя людьми, хозяевами своей жизни. И у нас нет призрачной, как у коммунистов, цели. Есть только Путь. Они не случайно написали в моем обвинительном заключении, что я «тренировал группы, которые могли создать угрозу обществу».

— Но кого-то вы тренировали по школе «Западный Дракон»?

Гусев некоторое время отшучивался и, явно не желая отвечать на вопрос, все-таки сказал:

— Да, несколько учеников есть и сейчас.

— Вы поддерживаете с ними отношения?

— Мы общаемся и сотрудничаем, вместе открыли Фонд развития ушу. Я его возглавляю.

Стараясь не касаться личной жизни своих учеников, Гусев предпочитает не раскрывать лишних деталей. Снова и снова уходя от прямого ответа, он говорит лишь то, что они — взрослые люди и прочно стоят на ногах. Еще он замечает, что их уверенное положение в обществе сформировано благодаря духу школы, по которой они занимаются много лет.

— А кто будет преподавать в центре, ваши ученики?

— Нет, группы будут вести подготовленные мной инструктора. Я же буду контролировать их работу и вести собственные занятия. В женских группах преподает моя супруга.

— Чем будут отличаться занятия в мужских и женских группах?

— Мужчинам будет преподаваться боевая школа (вместе с физическими упражнениями). Женские группы будут изучать как боевую школу, так и основы самообороны или дыхательную гимнастику ушу и, возможно, бодибилдинг и степ-аэробику.

— Почему Фонд — «благотворительный»?

— Целью Фонда не является получение прибыли. Все зарабатываемые средства будут направляться, например, на создание центров единоборств. А в уже созданном Центре «Западный Дракон» обучение будет производиться как на платной, так и на бесплатной основе.

— Странно, ведь в наше время не принято делать что-то бесплатно…

— Всем занимающимся в Центре будут бесплатно выдаваться особые китайские и японские кимоно, которые мы специально заказали. Они не каждому по карману. По этой причине мы решили выдавать их всем, независимо от того, за деньги учится человек или бесплатно. Все ученики должны быть равны между собой.

— Как происходит зачисление в Центр?

— С подходящими соискателями я провожу собеседование и по его результатам решаю — принимать их в Центр или нет. Зачисление осуществляется на единой конкурсной основе. И решение о зачислении будет зависеть только от меня, а не от кошелька поступающего. Те, кто платит деньги, платят их не мне в карман. Мы пускаем эти средства на свои уставные цели.

— Будут ли отчисления из Центра?

— За нарушение дисциплины на тренировках, за пропуски занятий и за вызывающее поведение по отношению к другим ученикам. Я также могу отчислить, если выясню, что человек не знает, зачем пришел в Центр и что он там делает.

— На какие средства существует Фонд?

— Основные деньги вкладывают учредители. И благодаря им Фонд ни в чем не нуждается.

— А не те ли ваши ученики, о которых мы говорили выше, являются учредителями?

Гусев одобрительно смеется и утвердительно кивает в ответ.

— Но у вас благотворительная общественная организация, и это подразумевает, что Фонд нуждается в помощи?

— Сейчас мы ни в чем не нуждаемся. Организация полностью самодостаточная. Но если кто-то осуществит благотворительный взнос, то мы все средства направим на то, что записано у нас в уставе (в соответствии с указанной благотворителем целью).

«Русский Шаолинь»

Центр расположен в удивительно уютном месте, в двух шагах от Ботанического сада. Пять идеально оборудованных спортивных залов, один зал для силовой подготовки и холл для посетителей занимают 900 м2 площади. Огромные — во всю стену — окна тренировочных залов смотрят на тихую гладь пруда и зеленый сосновый бор. На расположенной невдалеке игровой площадке звенят детские голоса, все дышит умиротворением и спокойствием. Легкий, колышущийся воздух, напоенный влажным дыханием фонтана, заставляет забыть о том, что все это чудо природы находится почти в центре Москвы.

— Как вам удалось найти такое место?

— Искали очень долго. Эта территория совершенно уникальна в плане положительного энергетического воздействия на человека. Сложно найти что-то более подходящее для занятий. Это тоже было одной из причин, по которой я не преподавал школу широко. Кроме того, мы планируем создать собственную летнюю базу за городом, где будут обучаться наиболее перспективные ученики.

— Вы общаетесь с теми, кого учили раньше?

— Некоторых сейчас нет в России: один уехал в Израиль и стал там чемпионом страны по карате, другой преподает школу в США (там же — в США — живет Ся Тун).

— Они преподают школу вместе?

— Нет, они незнакомы, но был один интересный эпизод. Когда Леонид начал вести занятия, в его праве на это засомневалась местная китайская диаспора. Он ответил, что его обучал ученик Ся Туна, и после этого с китайцами проблем больше не было.

— А сейчас вы обучаете своих старых учеников?

— Я с ними общаюсь, а обучаем мы друг друга… Мы разные люди, но всегда находим взаимный интерес. Нас объединяет дух школы «Западный Дракон».

— Правда ли, что некоторые ваши ученики были в Тибете, обучались в даосских монастырях?

Этот вопрос снова заставляет Гусева улыбнуться и уйти от ответа. Делает вид, что не знает.

— Зачем ворошить прошлое? Мы всегда действуем в настоящем. Может, были, а может, и нет.

Те из его учеников, с которыми я знаком (и о которых неизвестно, где они были), чем-то похожи на своего Мастера. У них почти такое же парадоксально холодно-доброжелательное выражение глаз, та же одновременно легкая и цепкая походка. Они — люди, идущие по своему Пути. По Пути «Западного Дракона’. Путь, пройденный самим Мастером, оказался довольно извилист. Сегодня он принципиально не выступает на соревнованиях. В 1979 г. на открытом первенстве по карате — занял 1-е место в тяжелом весе, финальный бой — с Попковым -выиграл за 7 секунд. В 1/4 финала за полминуты до конца боя Гусеву удалось переломить ситуацию в свою пользу. Он столь технично нанес противнику круговой удар ногой в голову («уширо маваши»), что зал взревел, а судья, еле сдерживаясь от восторга, стал объявлять удар: «Ако дзёдан гери», — тут он не выдерживает и подпрыгивает, крича: — Иппо-о-о-о-н (2 очка — победа)!»

С двумя сломанными ребрами Гусев выступал на первенстве Москвы. В конце узнал, что вечером его решили «засудить». Происходило это так: Гусев наносил удары с такой скоростью, что судья, «не замечая’ их, присуждал очки противнику. На следующий день победитель извинялся перед Валерием за действия судьи, показав черные отпечатки кулаков Гусева у себя на ребрах. Проиграть сражение — не проиграть войну.

— Правда ли, что вы единственный из тех, кто может разбить пальцами руки 40-миллиметровый деревянный брусок?

— Да, я действительно делаю этот удар. Называется он «ху-чжао». Проводя его со сбросом энергии, я ломаю 80-миллиметровый брус. Этот удар является моим фирменным знаком (Гусев смеется).

— Вы будете устраивать соревнования?

— Сам я участвовал по молодости. Да и тогда без этого было невозможно ни преподавать, ни заниматься. Но соревнования противоречат идее любой боевой школы.

— Как же определяется класс мастерства?

— Уровень мастерства определяется боевым знаком или ступенью. Всего существует 90 ступеней, включающих 4 основных, 26 базовых и 60 промежуточных знаков. Например, 24-я ступень (знак Маленький Леопард) — это жесткая внешняя техника и боевой технический арсенал всех видов. Мастер, обладающий данной ступенью, знает все боевые элементы школ и направлений, которые только бывают. Дело в том, что школа «Западный Дракон» произошла от слияния направлений, до того явившихся основой всех остальных школ. Это довольно сложная схема, если хотите узнать детальнее приходите ко мне в Центр. Не хочу критиковать другие школы каждый выбирает то, что ему нравится. Но наша школа — боевая, практически любой удар может идти на поражение. Одним ударом со сбросом энергии мож-но убить человека, переломить его пополам.

— Но вы же не собираетесь воспитывать убийц?

— Ся Тун мне говорил: «Если из тебя прет ушу — сиди дома». Чтобы поставить правильный удар, нужно много времени и терпения. Терпеливый ученик послушает меня и в другом. Я ему много чего расскажу поинтересней, чем эти удары.

— Что же такое бой?

— Бой — момент истины. Поединок — не драка, а беседа мастера с начинающим, учителя с учеником, равного с равным. Поединок не учит злобе и агрессивности, он воспитывает благородство и честность, человечность и доброту. Настоящий мастер никогда не станет обнажать оружие без повода.

— Не боитесь давать людям в руки оружие?

— В фильме Тарантино «Настоящая любовь» главный герой сказал: «Лучше иметь пистолет и не нуждаться в нем, чем нуждаться и не иметь». Стать бойцом, чтобы никогда не сражаться, — в этом заключается древний мудрый и справедливый путь воина, на который ступает каждый приходящий в школу «Западный Дракон».

— А как вы относитесь к политике?

— Политикой не интересуюсь — живу другой жизнью. Кстати, в Центре запрещена любая агитация политических партий, религиозных верований или сект. Для нас главным является личность человека. Иначе получилось бы, что ушу можно преподавать только правоверным китайцам. Знания не имеют никакой национальной принадлежности. Я не преклоняюсь перед восточной атрибутикой и, хотя сам владею древнекитайской письменностью, это не значит, что буду требовать того же от учеников. Я как человек, стоящий на высшей ступени мастерства, имею право обучать школе согласно своей собственной интерпретации, адаптированной для местной этнокультурной традиции.

— Как будет строиться обучение?

— У нас будут обучаться и дети (с 6 лет), и взрослые. И неважно, пришел ученик с какой-то базой или ничем не владеет. Самое главное, чтобы у него было осознанное желание заниматься.

В общем плане могу сказать, что сначала человек (ребенок) проходит базовый уровень предварительной подготовки, в течение которой я смотрю — может он заниматься ушу или это не его. Потом он становится учеником школы. Получив первый боевой знак, ученик становится воспитанником.

В школе знак — уровень мастерства, который необходимо подтверждать в течение всей жизни. Это не пояс, который получил и ты — его вечный обладатель. У нас боевая школа, и поэтому каждый знак надо уметь отстоять и подтвердить, что ты мастер именно этого уровня.


Леонид Минц