Постановка удара

Вопрос о постановке ударов является самым сложным и неоднозначным в практике отработки боевых действий. Правильно сконцентрированный и нанесённый в нужный момент, удар является кульминацией таких действий, но его изучение не может иметь ценности в отрыве от тактики боя и техники перемещений. Несмотря на то, что знакомство с ударами и их воздействием на цель начинается из статических положений наносящего их, следует иметь в виду, что из неподвижных позиций эти действия применимы только теоретически.

Перемещения в процессе боя имеют гораздо большее значение. В результате правильных перемещений, стопа или кисть доставляются к месту начала их движения на точно определённую дистанцию, в единственно допустимый короткий промежуток между двумя точками отсчёта времени. Этот промежуток крайне короток, и вне этих пограничных точек удар будет или преждевременным, или запоздалым. Кроме того, в этот момент Ваш противник должен быть не в состоянии ему противодействовать. При нанесении удара главное внимание обращается на ускорение бьющей поверхности. К моменту старта в направлении цели она может уже иметь начальную скорость и относительно поверхности контакта, и относительно Вашего корпуса. Кроме того, кулак или стопа могут находиться в движении относительно противника, но быть в состоянии неподвижности относительно Вашего тела.

В момент встречи с целью скорость удара не слишком высока: вряд ли она будет выше, чем 4 – 7 метров в секунду. Но эта скорость достигает такого значения за десятые доли секунды, следовательно, ускорение при этом огромно. Для того, чтобы его достичь требуется приложить большую силу в начале движения. Но только вначале. Далее рука или нога двигаются расслабленно, без ускорения. Если исключить эту фазу удара, сила будет только мешать удару, и ускорение станет отрицательным. Скорость упадёт до значения, когда удар превратится в толчок. Перед самым контактом сила вновь концентрируется в ударе, вновь возникает ускорение, и в этот момент напряжённая ударная поверхность врезается в цель. Кроме выбора момента нанесения удара, перемещения необходимы для того, чтобы задействовать минимальную силу каждой необходимой в ударе мышцы для получения максимального ускорения. При этих условиях, даже неправильно нанесённый удар будет разрушительным. С другой стороны, какой бы силой ни был этот удар заряжен, по какой бы идеальной траектории он ни двигался к точке контакта, в результате неправильных тактических действий и перемещений он не будет сконцентрирован на цели, Ваши силы будут израсходованы впустую. Тем не менее, правильность траектории удара не является вторичной задачей для практикующего. Только совместные, подготовленные действия делают технику эффективной. Другой сложностью постановки ударов является разнообразие их. Внешне один и тот же удар, может оказывать совершенно различные воздействия, как на область контакта, так и на противника в целом. Нужно научиться за доли секунды определять, с какой целью, какой вид удара Вы наносите, и как активно или пассивно будет реагировать на него Ваш противник. Удары могут быть щелчковыми, буферными, динамическими, использующими сброс силы и это не полный перечень типов ударов. Поэтому поставленная передо мной задача, описать в статье постановку ударов – невыполнима. Задача обучить человека Кун Фу невыполнима даже в формате большой книги – для этого потребуется много книг. И эту проблему я сейчас решаю. В этой статье я лишь могу привести ряд примеров, как начинающие отрабатывают некоторые удары в нашей Школе. В этом мне поможет приведение отрывков из двух книг: “Западный Дракон. Уровень Первый” и “Западный Дракон. Уровень Второй”.

“Удар мы будем вначале изучать из статического положения Лука и Стрелы.

Начнём со щелчкового удара. В первой форме мы выполняем первый его вариант, то есть удар с бедра, с движением реверсной руки на бедро. Существуют ещё три варианта этого удара.

Принять левую форму Лука и Стрелы. Руки в защите. На вдохе через нос отвести левый кулак на левое бедро и немного вывести вперёд правый кулак. Делая медленный выдох через рот, вывести вперёд левый кулак ладонью вверх, постоянно прижимая предплечье к боку тела и нанося медленный удар в нижний уровень, повернуть кулак ладонью вниз. При этом правый кулак отводится к правому бедру. Во время нанесения удара корпус вместе с плечами

поворачивается на 30-45 градусов вправо и, вместе с остановкой кулака, также останавливается. Для того, чтобы корпус и плечи не проскочили точку остановки, в момент прекращения движения кулака следует напрячь внутрь колено задней ноги. При остановке удара выдох останавливается, и выполняется довыдох, во время которого руки принимают исходное положение защиты. Обратите внимание, что, мы начинаем отработку с нижнего уровня. Это удар в точку ниже пупка, под центр тяжести. Этот удар наиболее сложен в исполнении, но внезапнее и неожиданнее для противника, чем удары в другие уровни. Методика отработки такова: пять медленных ударов из левой позиции, затем пять быстрых ударов. После этого поменять позицию на правую и бить правым кулаком. Во время быстрого выполнения нужно добиться понимания содержания удара, которое соответствует своему названию – Щелчок. Момент напряжения и остановки выдоха занимает микроскопическую долю времени, так же быстро выполняется расслабление. Но расслабленный довыдох не может быть таким же быстрым, и кулак щелчком стремительно отрывается от цели, возвращаясь в защиту при несколько замедленном довыдохе. В результате получается щелчок. Вообще удары по воздуху наиболее трудны, так как приходится имитировать контакт с целью, а для этого необходимо дополнительное напряжение тела, все силы которого итак уже полностью мобилизованы.

Внимание!

При нанесении Щелчка по воздуху, снаряду или противнику погружать кулак в область контакта с целью (в случае удара по воздуху – воображаемой) на половину размера кулака, после чего он щелчком выдёргивается. Затем следует сделать так же слева и справа по пять медленных и быстрых ударов в средний уровень. Бить нужно точно в точку на уровне         солнечного сплетения и ни в коем случае не на уровне плеча. Следите, чтобы удар в центр всегда приходился ниже уровня Ваших ключиц.

И, наконец, таким же образом отрабатываем удары в верхний уровень, то есть выше Ваших ключиц. Удар наносится на уровне кончика подбородка, но не выше, чтобы не повредить кулак о зубы, и не ниже, иначе удар может завязнуть между подбородком и ключицами. Самое главное отличие любого фронтального колющего удара кулаком, наносимого по правилам школы Западного Дракона, от техники других школ, заключается в том, что он наносится не прямо с бедра к цели, а предварительно выйдя на прямую, соединяющую центр Вашего тела с центром тела противника. В большинстве школ каратэ удар наносится по кратчайшей линии до противника. В случае, если Ваш кулак находился на бедре, это гипотенуза прямоугольного треугольника, коротким катетом которого является расстояние от солнечного сплетения до кулака у бока тела, а длинным – расстояние от Вашего солнечного сплетения до противника. Но длинный катет короче гипотенузы. Поэтому мы бьём по длинному катету.  С другой стороны, для того чтобы вывести бьющий кулак в стартовую позицию к солнечному сплетению он должен пройти какое-то расстояние. Это расстояние он проходит, будучи прижатым к боку тела, за счёт предварительного вращения корпуса. К солнечному сплетению подходит не кулак, а кончик локтя бьющей руки, при этом кулак выходит на траекторию удара где-то ближе к середине длинного катета.

Помимо сокращения траектории, существуют две особенно веские причины для нанесения ударов таким способом. Во-первых, передача усилия удара от центра по прямой, направление которой близко к 0 градусов происходит без потерь. Отдача от удара отражается от Вашего напряжённого  тела и дополнительно воздействует на противника по той же прямой. При ударе по гипотенузе встречная волна начинает вращать тело бьющего прочь от направления удара. При этом напряжение вашего корпуса гасит это вращение. Но это усилие вычитается из силы удара, и он становится малоэффективным. В этом причина того, что удары каратэков-контактников по корпусу не имеют успеха, несмотря на печатляющее зрителей разбивание предметов во время Тамеси Вари. Ведь разбивают доски именно используя минимальное отклонение от настоящей кратчайшей прямой. Но доcки не двигаются, и, как говорил Брюс Ли, не могут дать сдачи, а чтобы нанести такой удар по реальному, живому противнику нужно потратить на порядок больше сил и времени. Спортсменам такие затраты не по карману.

Единственное, чем тешат они себя, это то, что в неофициальной драке можно съездить  неправильным ударом по физиономии – эффект должен доказать их состоятельность. Увы, это срабатывает лишь до тех пор, пока такой боец не нарывается на опытного боксёра или просто на драчуна с отбитыми мозгами. Им удары по голове получать не впервой, в отличие от нашего бойца. Очень долго заживают сильные ушибы, а ушибленное самолюбие ещё дольше. Ощущение же своей ущербности в подсознании может засесть навсегда и время от времени вырываться наружу в попытке всё же доказать…  Во-вторых, кулак в бою далеко не всегда бывает прижат к бедру. Он наносит удар прямо из той позиции, где находится. Тогда линия удара будет составлять ещё больший угол с кратчайшей прямой, поэтому приём может завершиться успешно только случайно. Но если Вы отрабатывали удар по длинному катету, Ваш кулак всегда, прежде чем устремиться к цели, выйдет сначала на эту линию.

Продолжая ту же методику, отрабатываем второй вариант удара. Он также наносится с бедра, но реверсная кисть движется не на бедро, а к плечу бьющей руки. Ладонь должна быть поднята, то есть, выгнута к своей тыльной части, ребро её направлено вперёд, а большой палец, согнутый к ладони, плотно прижат к плечу. В таком положении корпус и голова более защищены от возможного встречного удара

Следуя тому же методу, изучаем и отрабатываем третий вариант Щелчка. Реверсная кисть, как и в первом варианте, отводится к бедру, а вот бьющая наносит удар прямо из положения защиты. Как и в предыдущих случаях, сначала делается вдох, но сейчас при вдохе рука не отводится на бедро. Я советую вначале вдох с отведением руки (в первом и втором варианте) или без отведения (третий и четвёртый) делать медленно, независимо от скорости удара. Причина заключается в том, что при выполнении быстрого вдоха, непривычный практикующий перестаёт контролировать глубину его. Вдох становится поверхностным и поэтому выдоху и удару не хватает мощи. Если, несмотря на это, особо упорные ученики пытаются увеличить силу выдоха и удара, они рискуют получить баротравму лёгких. Лучше вначале делать вдох несколько замедленно, и в третьем варианте при этом  поворачивать кулак бьющей руки ладонью вверх. После этого – выдох с поворотом кулака ладонью вниз и с одновременным реверсным движением другого кулака к бедру. В момент контакта — остановка движения и выдоха. А затем нужно расслабиться, принимая на довыдохе защитную позицию.

Последний в отработке — четвёртый вариант Щелчка. Этот удар наиболее приближен к той технике, которая используется в бою. Удар, как и третий вариант, наносится передней рукой из положения защиты, а реверсная кисть отводится к плечу, как во втором варианте удара.

Вначале этот удар будет менее мощным, чем предыдущие. Ваша цель – сделать его даже более сильным, при всей внезапности, присущей ему. Вообще же, в бою применяется любой из четырёх типов ударов, в зависимости от боевой ситуации. Помните, что где бы ни находилась рука до начала удара, она перед контактом с целью должна быть введена в коридор атаки, и пройти по нему не менее четверти всей своей траектории. После отработки этих ударов по воздуху, нужно повторить весь цикл движений, нанося удары по неподвижной цели. Для этого годятся боксёрские лапы, трапеции (ручные подушки), ручные макивары (очень жёсткий, но шарнирно-подвижный вариант лапы) и т.д. Целесообразно как можно чаще менять снаряд для нанесения удара, так как тело должно привыкать к самым разным ощущениям при встрече кулака с целью.

Удар передней ногой более прост в исполнении, чем удар задней, но ему не хватает силы и тяжести, присущей удару задней ногой. На самом деле удары задним и передним кулаком, а также задней и передней ногой не дублируют друг друга. Они имеют совершенно разное назначение. Конечно, очень хорошо добиться того, чтобы удары передними и задними кулаком и ногой сравнялись по силе. Но не всегда сила удара является тем критерием, согласно которому выбирается тот или иной тип удара. Удары передним кулаком или ступнёй могут наноситься для реализации разных тактических замыслов, но удобнее всего использовать их щелчковые варианты, тогда как удары задними конечностями чаще всего лучше наносить как буферные. Но исключения из правил всегда будут диктоваться обстоятельствами схватки.

Базовый удар передней ногой  мы будем изучать из статического положения Лука и Стрелы. С самого начала удара и до его завершения руки должны оставаться в форме защиты, не меняя своего положения относительно друг друга и солнечного сплетения. Удар наносится в три уровня: нижний, средний и верхний. Ключевые моменты при нанесении удара: во время выпрямления колена и его сгибания после контакта с целью, бедро должно быть зафиксировано вдоль оси удара. То есть колено должно быть направлено на цель, и бедро не должно двигаться вверх или вниз. Возможно только его поступательное движение в направлении удара. Перед выпрямлением колена, оно должно быть полностью согнуто, и также полностью согнуться оно должно после нанесения удара. Это значит, что  нельзя поднимать и опускать не полностью согнутую в колене ногу. Если разгибание колена начинается до того, как ось бедра будет направлена на цель, или продолжится после того, как бедро минует это направление и продолжит движение дальше вверх, удар не будет сфокусирован на цели или, как говорят, будет неакцентированным. При этом ударная поверхность стопы чиркает по цели вверх. Сила удара распыляется, он становится неэффективным, дистанция бесконтрольно сокращается, и Вы оказываетесь в пределах досягаемости контратаки противника. Если колено не сгибается сразу после нанесения удара до опускания бедра, корпус наклоняется вперёд, проекция центра тяжести выходит вперёд из площади опоры и передняя нога перегружается. При этом теряется подвижность и Вы опять бессильны перед контратакой. Кроме того, при таком движении бедра и колена возможно только вынужденное движение вперёд. Быстрый уход назад или в сторону практически невозможен. Боец, наносящий такие удары, очень легко просчитывается противником. Его удар не может причинить серьёзных неприятностей, а движения после него полностью предсказуемы. Но хватит об ошибках и неправильной технике. Она должна быть единственно правильной, изучать её нужно тщательно, неукоснительно следуя рекомендациям. Тогда не придётся работать над ошибками, что является дополнительной и никому не нужной тратой времени и сил.

Удар с передней ноги наносится четырьмя способами: с места,  при лёгком отходе, с коротким или длинным шагом вперёд. При работе в статической форме тип удара выбирается в зависимости от расстояния до цели. Во время работы в паре ситуация меняется постоянно, так как форма Лука и Стрелы пульсирует вперёд и назад. При изменении противником дистанции, мы восстанавливаем её, но нанесение удара может оказаться необходимым в любой момент – в том числе до того, как мы успеем дистанцию восстановить. Поэтому тип нанесения удара должен выбираться спонтанно. Для этого мы используем показанную ниже отработку базовой техники.

Удар передней ногой с места или с небольшим отходом. Принять правую форму Лука и Стрелы. Делая вдох через нос и рот, повернуть заднюю ступню на носке пяткой внутрь, приближая её к проекции центра тяжести. Поднять переднее бедро, полностью согнув колено и, направив его в точку нанесения удара, в нашем случае – в нижний уровень – в точку чуть ниже пупка. На выдохе через рот выпрямить колено и нанести удар основанием поднятых пальцев вытянутой вперёд ступни. Ступня должна быть выброшена вперёд из-под кулака передней руки. В момент контакта резко напрячь ногу и всё тело, на мгновение остановив выдох. На довыдохе расслабиться и, не опуская бедра, полностью согнуть колено. Только после этого опустить ногу в исходное положение Лука и Стрелы. Напомню, что вдох следует делать, заполняя лёгкие на 2/3, а выдыхать при ударе половину втянутого вдохом воздуха. Вы можете повернуть перед ударом заднюю ступню так, что переднюю нужно будет подтащить слегка назад. Таким способом мы несколько разрываем дистанцию, тем самым, сохраняя её в случае, если противник двинулся во время этих действий вперёд. </p>

Отрабатывайте этот удар так же, как Вы отрабатывали удар кулаком. Нанесите по пять медленных ударов в нижний уровень левой и правой ногой. Сделайте эти удары быстро. Повторите эти движения в средний и верхний уровни.

Удар с коротким шагом вперёд отличается от предыдущего не только небольшим сокращением дистанции, но и тем, что удар наносится под углом к прежней линии атаки, то есть линия атаки меняет своё расположение. При этом она неизменно соединяет Вас и противника. Это значит, что на самом деле меняете расположение в пространстве Вы сами, а линия атаки, как стрелка компаса, сохраняет заданное направление на противника. Принять правую форму Лука и Стрелы. На вдохе подтащить заднюю ногу к передней, направив её носок в том же направлении, что и носок передней ноги. При этом линия и коридор атаки двигаются вместе с Вами, изменяя угол направления на линию атаки противника от нуля до сорока пяти градусов. Перенести вес тела на шагнувшую ногу и нанести удар передней ногой так же, как Вы это делали в предыдущем упражнении. Опустить ногу вперёд в исходное положение Лука и Стрелы. Отрабатывайте эти удары в том же порядке, как и удары с места.

 

Удар передней ногой с длинным шагом вперёд. Этот удар выполняется так же, как и предыдущий, но вначале необходимо сделать шаг нужной длины передней ногой в сторону

противника. Затем подтянуть к ней заднюю и нанести удар передней. Этот тип удара можно наносить прямо вперёд, как удар с места или под углом, как удар с коротким шагом.

Продолжить отработку этих ударов, используя снаряды. На этот раз я советую после удара опускать ногу не только вперёд в исходную позицию Лука и Стрелы, но и назад, меняя защитное положение рук на противоположное. Это делается для того, чтобы не привыкать к однообразному движению и учиться управлять по своему усмотрению перемещениями своего тела и центра тяжести после удара. Ещё раз напоминаю, что руки при нанесении удара неподвижны. Шар Силы зажат между кулаками и при подъёме колена, оно погружается в центр Шара. При резком разгибании колена, мы  посылаем осколки  Пузыря Силы в противника.

Отработка техники в каждом шаге строится по следующей схеме:

1.Формальная техника – в нашем случае первое формальное упражнение.

2. Базовая техника – мы отрабатывали Щелчок из статической позиции.

3. Арсенал, то есть применение отработанной базовой техники в одном, двух или более перемещениях, моделируя простейшие боевые ситуации.

Ни в коем случае не форсируйте отработку технического арсенала. Довести её до полного совершенства невозможно даже за годы занятий, а однообразие движений приведёт к усталости, безразличию и психологическому опустошению. Мы всё равно будем возвращаться к той технике, которую недоработали, и будем заниматься ей после того, как наше сознание отдохнёт во время наработки других движений. А, вернувшись к прежним приёмам, мы будем совершенствовать их в сочетании с новой техникой.

Сейчас мы переходим к первому применению базовой  техники – Техническому Арсеналу. Как и отработка базовой техники из статической позиции, технический арсенал выполняется сначала

медленно, а потом быстро. Скорость следует увеличивать постепенно, от занятия к занятию или ещё медленнее. Основным критерием возможности увеличить скорость является правильность движения и дыхания. Если при увеличении скорости мы не можем выполнить правильно какой-нибудь элемент, будь то положение ступни или своевременный вдох, значит, мы преждевременно или слишком сильно увеличили скорость. При медленном исполнении можно тренироваться без защитного снаряжения. Переходя к скоростным действиям, обязательно надевайте кирасы (нагрудники). Желательно использовать боксёрские капы. Несмотря на то, что вы долгое время не будете наносить быстрые контактные удары в голову, на всякий случай, лучше проявить осмотрительность. И последнее. Мы наносим сильные удары в кирасы. Непривычные кисти могут быть травмированы. Причина травм – невнимание, усталость и просто неготовность к таким действиям. Поэтому в первое время можно надевать на руки специальные перчатки. Но не используйте боксёрские или снарядные. Они предназначены для нанесения спортивных, боксерских ударов. Формирование кулака в этих перчатках сильно отличается от того, которое применяется в бою голыми руками. При работе в паре, вы будете наносить щелчковый удар кулаком в средний и верхний уровни из пульсирующей формы Лука и Стрелы.

Нижний уровень мы пока оставим для дальнейшей отработки. Удары в средний уровень наносятся в полный контакт в кирасу, надетую на партнёра. А удары в верхний уровень на медленной скорости фиксируются, не доставая нескольких сантиметров до лица партнёра, и на большой скорости наносятся по боксёрской лапе, которую Ваш партнёр держит возле своей головы. (С приобретением опыта медленные удары в голову и незащищённую грудь наносятся в контакт, отклоняя их  кулаком, а быстрые фиксируются перед самым контактом).

Схема отработки. Удары в средний уровень:

1. Поочерёдные удары щелчком, наносимые то Вами, то партнёром, в кирасу или по незащищённому корпусу, медленно на десять счётов в броске.

2. Перемена позиции, и те же удары наносятся другой рукой.

3 –  4. Повторить  сделанное, но уже не в броске, а с шагом задней ногой.

5 – 8. Повторить все движения на скорости.

9 – 16. Для этой отработки кираса не нужна, так как удары наносятся в голову. Выполняя их медленно (9 – 12), мы следуем прежнему методу, но останавливаем кулак у головы партнёра. В быстром исполнении (13 – 16) мы больше не бьём попеременно, а наносим пять ударов левой и пять правой рукой по боксёрской лапе, которую партнёр держит возле головы.

При этом перемещаемся броском. После этого меняемся с партнёром ролями. И выполняем те же удары, тем же способом, применяя для перемещения шаг задней ногой вперёд.

Вначале мы сделаем бросок из статического положения Лука и Стрелы. На вдохе резко оторвать от земли  пятку задней ноги, подавая вперёд заднее бедро. Передняя нога в результате этого движения, выбрасывается вперёд, с носком, направленным внутрь. Заметьте, что бросок начинается не с шага вперёд передней ноги, а с отрыва задней пятки. Как только передняя ступня коснётся земли, задняя нога на выдохе приставляется вперёд, ударяя пяткой в землю, возвращаясь  в форму Лука и Стрелы. Будьте внимательны и не выполняйте прыжок вместо броска. В прыжке есть фаза движения, когда обе ноги оторваны от земли. В броске одна из ног всегда земли касается. При отработке арсенала этот бросок выполняется не из статического положения, а из пульсирующей вперёд и назад около центра тяжести формы Лука и Стрелы. При этом удар может наноситься любым из четырёх способов. Общее у всех четырёх способов одно: делать вдох следует при отрыве задней пятки, а выдох при ударе этой пятки в землю и одновременном ударе кулаком в цель. В первом и втором вариантах во время вдоха также отводится на бедро бьющая рука.

Другой тип перемещения при отработке удара с партнёром, это Шаг Леопарда. Я уже объяснял его выполнение в базовой технике (смотрите книгу “Западный Дракон. Уровень Первый”). Здесь так же выполняется любой из четырёх вариантов удара. Это тот шаг с ударом, который мы выполняли в первом формальном упражнении. В спортивных единоборствах этот шаг практически не применяется, как почти не применяется и удар задней ногой, так как эти технические действия представляют некоторую трудность и требуют особенно тщательной наработки для того, чтобы скорость движения была не ниже, чем при шаге или ударе передней ногой. Спортсмену некогда, да и незачем отрабатывать эту технику для применения. Он ограничен по времени расписанием соревнований и защищён правилами ведения спортивного боя и судейством. Реальный боец не может позволить себе ограничивать свои возможности и становиться более легко предсказуемым, и, значит уязвимым. Его не защитит ни свисток арбитра, ни судейский гонг, ни обращение к апелляционной комиссии. Ему не помогут также последующие объяснения его фанатов, что если бы противник вёл бой по правилам, то…

Отработка технического арсенала в паре с партнёром.

Всё то, что говорилось об отработке ударов кулаком, можно повторить и для ударов ногами в паре. Единственное различие заключается в том, что удары ногами нужно учиться наносить как босой ступнёй, так и обутой. Причина в том, что в обуви приходится заново учиться формировать бьющую поверхность. Обутая даже в тяжёлый ботинок нога только с виду похожа на грозное оружие. Если не научиться правильно напрягать голеностопный сустав, загибать пальцы стопы, вытягивать ступню, серьёзную травму получите Вы сами, а не Ваш противник. Ваш голеностоп может быть сильно повреждён, как не перебинтованная кисть в боксёрской перчатке в результате сильного удара.

Схема отработки:

1.Пульсируя в форме Лука и Стрелы, на первый счёт нанесите первый удар передней ногой медленно в нижний уровень кирасы Вашего партнёра. Немедленно после удара вернуть ногу в исходное положение и продолжить движение пульсации. На второй счёт удар наносит Ваш партнёр. Упражнение продолжается до десятого счёта, после чего сменить позицию с левой на правую и продолжить отработку, нанося удары другой ногой.

2. Проделать все эти удары на скорости.

3 – 4. Выполнить упражнения 1 и 2, нанося удары в средний уровень.

5. Медленные  удары в верхний уровень выполняются без контакта с целью. Напряжённая, сформированная для удара ступня останавливается в нескольких сантиметрах от головы противника.

6. При быстром выполнении ударов мы больше не бьём попеременно с партнёром, а наносим по пять ударов левой и правой ногой по боксёрской лапе, которую партнёр держит возле своей головы, а так же фиксируем ногу в положении удара, немного не доводя её до цели. После этого меняемся с ним ролями.

Счёт во время отработки имеет очень большое значение. Произносить порядковый номер удобнее всего, но это может быть любая команда. Она означает, что момент для нанесения удара возник и упускать его нельзя. Тем не менее, не всегда можно нанести удар немедленно по команде, особенно если дистанция слишком длинная или короткая. В реальном бою возникновение ситуации, удобной для нанесения удара, имеет место или в результате ваших действий, или в результате ошибки вашего противника, а чаще всего удар становится возможным при совпадении этих двух условий.

В первом случае Вы как бы сами даёте себе команду и наносите удар. Это проще всего, но Ваше субъективное ощущение готовности может оказаться ошибочным. Ведь если Ваш противник в этот момент не делал никаких движений, то вряд ли что-нибудь может помешать ему их сделать и ситуация изменится. Вы можете оказаться неготовым к такой перемене, находясь уже в движении и под воздействием инерции. Чаще всего такая ситуация возникает во время спортивного боя. Более того, почти весь спортивный поединок состоит и одних таких ситуаций.

Во втором случае ситуацию для нанесения удара может реализовать только опытный боец. Это тот, кто умеет контролировать большинство параметров боевого действия и, прежде всего, дистанцию и время. Ошибка противника должна застать бойца в то время, когда он находится на дистанции удара. А Вы должны всегда находиться на этой дистанции. В этом случае команду даёт Вам сам противник, а Вы используете один из способов перемещения перед ударом, чтобы выдержать эту дистанцию.  Но этот вариант предполагает, что опытны в боевых действиях только Вы. Не обольщайтесь, иначе Вас рано или поздно постигнет разочарование. Только некоторых удачливых спортсменов «миновала чаша сия», но только потому, что активная соревновательная жизнь весьма коротка. И закончив её, всё ещё оставаясь молодым, можно почить на лаврах, предаваясь воспоминаниям, но оставаясь при этом дилетантом в серьёзной боевой практике. Мы же не можем, достигнув некоторых высот, которые только в глазах неофитов таковыми являются, успокоиться, забросить активные занятия, уйти в административную деятельность и не думать о том, что главное сражение в нашей жизни может состояться в любой момент.

Поэтому мы учимся, не взирая на уровень противников, не приуменьшая и не преувеличивая их потенциала, но, относясь к ним с равным уважением и осторожностью, как к боевому оружию, сами создавать ситуации, вызывать ошибочную реакцию на них и адекватно реагировать на собственные неудачные действия. В этом случае команда как бы даётся третьим лицом, за всеми возможными действиями которого мы чутко следим и стараемся многие из них предугадать.

Продолжая отработку удара передней ногой, мы немного изменяем способ перемещения.

7 – 12. Нанося те  же удары, по той же методике, что в упражнениях 1 – 6, мы убираем бьющую ногу назад, меняя форму Лука и Стрелы на противоположную, но тут же немедленно возвращаемся в первоначальную позицию.

Если следовать мудрому совету и торопиться медленно, то лучше задержаться на этом ударе и попытаться усовершенствовать своё владение телом и чувством дистанции. Для этого я советую повторить отработку 1 – 12, но в перемещениях 1 -6 опускать бьющую ногу вперёд не в форму Лука и Стрелы, а в форму Лучника, и уже после этого подтаскивать её в исходное положение – упражнение 13 – 18.  В перемещениях 19 — 24 бьющая нога уходит назад в форму Лучника и тут же движется вперёд в первоначальное положение Лука и Стрелы.

Буферный Удар Разноимённым Кулаком в три уровня из позиции Лука И Стрелы.

Хотя мы уже частично знакомы с ним, я советую Вам подойти к этой теме, как к совершенно незнакомой. Только состояние ума начинающего откроет для Вас возможность узнать о предмете больше, чем о нём будет сказано. Если же Вы будете сравнивать то, что Вы услышите с тем, что уже знаете, Вы обязательно упустите главное. Наградой за это для Вас будут всегда самые поверхностные познания и полная неспособность применить их на практике.

Начните отработку удара Пин Цюань из позиции Кун Дзянь Пу с места в три уровня по пять раз быстро и медленно каждой рукой по воображаемому противнику и по снаряду. Так же, как и при изучении Щелчкового удара кулаком, вы должны использовать четыре варианта удара: из положения бьющей руки на бедре с реверсными движениями другой руки к бедру и к плечу, а так же, нанося удары  из положения защиты с теми же реверсными движениями. Отводя руку к бедру перед ударом, поворачивайте корпус в полуфронтальное положение – примерно на сорок пять градусов, а при ударе возвращайте его во фронтальную позицию, направляя линию атаки перпендикулярно Вашим плечам. Нанося удар из положения защиты, начинайте его из фронтального положения, а заканчивайте, повернувшись плечом бьющей руки вперёд на угол от тридцати градусов до более острого угла, в зависимости от дистанции до цели. Удар с бедра также можно выполнять с несколько большим выведением плеча вперёд. Задняя нога при этом способствует усилению удара Пин Цюань, поддерживая вращение корпуса. Для отработки удара в перемещении по воздуху, по снаряду и по противнику используйте передвижение броском, как вы это делали, изучая Цюань Дзи. Перемещение посредством Шага Леопарда в боевой практике применяется довольно редко, но для лучшего овладения техникой используйте также и его. При нанесении удара в броске, выполнив попеременно с партнёром по пять ударов, меняйте позицию на противоположную и повторяйте движения другой рукой. Используя Шаг Леопарда, Вы можете после каждого удара возвращаться в исходную позицию, но можете также следующий Пин Цюань выполнять из противоположной Кун Дзянь Пу.

Помните о том, что  независимо от того, из какого положения рука наносит удар, вначале в коридор атаки следует ввести локоть бьющей руки, кончиком направленный вниз. Это позволит Вам продвигать руку точно вдоль линии атаки, избегая разброса силы в стороны.

Теперь самое время сделать более гибкой и мобильной Вашу боевую технику, включающую  в себя новые типы ударов руками, за счёт очень простого действия – Щелчкового или Буферного удара задней ногой. Такой удар мы используем обычно, находясь на близкой или средней дистанции от цели. В этом заключается одно из отличий от общепринятого взгляда на это действие. Конечно, как и во всём, здесь время от времени встречаются исключения, которые лишь подтверждают правило: удар передней ногой наносится с дальней дистанции, а задней ногой – с ближней. Это правило обеспечивает эффективность ударов ногами (большинства из них, а не только Фей Цзу), в дальнейшем, в сравнительном анализе боевых действий, мы раскроем причину не полной состоятельности противоположного отношения к применению техники ног. Второе отличие касается движений опорной ноги, по большей части, в ударе задней ногой. В большинстве боевых систем Вы можете видеть, как во время удара задней ногой, в момент нанесения его, опорная ступня поворачивается на земле.

С точки зрения техники Западного Дракона, это движение – паразит, оно недопустимо. Обо всём можно спорить. В конце концов, не бывает абсолютно неправильной техники, и, если угробить много времени, можно достичь совершенства в успешном применении на практике самых абсурдных движений, находящихся в противоречии со здравым смыслом и законами физики и анатомии. Но Кун Фу – это Время Потраченное С Пользой, а не выброшенное по причине его избытка. При выполнении удара ногой, Вы находитесь в положении неустойчивого равновесия. Ваш центр тяжести расположен очень высоко над площадью опоры, эта площадь крайне мала. По причине перемещения большой массы с большим ускорением, возникают активные и реактивные силы, которые за сотые доли секунды выводят проекцию центра тяжести за пределы площади опоры. А тут ещё эта опора находится в движении. Как Вы думаете, откуда берутся силы на поддержание равновесия при этих условиях? Правильно, из той силы, которая отмерена для выполнения удара. Посмотрите на бои Таэ Квон До: что происходит с бойцом, когда он промахивается, ударяя ногой. Он чаще всего падает сам. Даже если он попадает в цель, на этом его действия заканчиваются. При попадании в голову, чаще всего, из-за того, что его противник не в состоянии продолжать схватку. Если же атака приходится ногой в корпус, то такой результат неочевиден. Не всегда противник немедленно реагирует на такой контакт и может предпринять до нескольких ударов, по находящемуся в состоянии неустойчивого равновесия нападающему.

На улице падение не является причиной для остановки боевых действий со стороны Вашего оппонента, а хорошее попадание в какой бы то ни было уровень, без последующего подконтрольного движения, никогда не обеспечит Вам безопасности от нападения с неожиданной стороны других противников. Единственное оправдание для наносящих удар одновременно с поворотом на опорной стопе, это “неожиданность” его. Не верьте этому. Никогда, ни один удар ногой, будь то передняя или задняя, не будет неожиданным для серьёзного противника, особенно уличного бойца. Удар ногой должен быть скрыт предварительным движением, лучше всего, ударом рукой (одним или несколькими), а во время этой маскировки есть время для предварительного поворота стопы в положение, в котором она будет пребывать в неподвижности в течение удара ногой. По этой причине мы крайне редко начинаем боевые действия с удара ногой. Когда же это происходит, будьте уверены, что перед этим приняты все меры, чтобы скрыть предварительный поворот стопы и сделать удар действительно неожиданным. В своё время мы займёмся так же и этими возможностями для нанесения ударов ногами, а пока воспользуемся базовым движением, без которого эффективный  удар задней ногой невозможен. Это Чун Чуй – Атака Молотом.

Вначале я сказал, что при ударе ногой мы имеем одну маленькую площадь опоры. Это так, но кроме этого у нас есть дополнительная точка опоры, при трёх условиях: во-первых, Ваша исходная позиция правильно отработана; во-вторых, вы применяете Атаку Молотом и, в-третьих, Вы всегда при любом перемещении, ударе рукой или ногой используете Шар Силы. Именно поэтому Ваши удары имеют возможность быть сокрушающими. Стоя в боевой позиции, вы используете большую или меньшую (в зависимости от стойки) площадь опоры, но точек опоры при этом – три: две ступни и Центр Силы. При ударе ногой маленькая площадь опоры, но две точки опоры: ступня и Центр Силы. При этих условиях не следует чересчур заботиться об устойчивости, думайте лучше о подвижности. При использовании Шара Силы величина площади опоры значения не имеет. Представьте себе, что вы наносите удар ногой, держась при этом двумя руками за вертикальную штангу, торчащую перед вами из земли. Техника перевода рук из положения средней защиты в положение такого хвата за опору и называется движением Чун Чуй.

Это важнейшее из действий будет сопровождать Вас на протяжении нескольких уровней, не освоив его, вы не добьётесь успехов ни в одном из боевых действий, будь то удар задней или передней ногой, удар рукой или боевое перемещение.

Примите левую позицию Лука И Стрелы. Как всегда, сохраняя эту Форму, Вы удерживаете верхнюю часть Центра Силы между передней поверхностью правого кулака (лицом кулака) и основанием ладони левого (пяткой кулака). На боевом вдохе переместите кулаки по кругу в вертикальной плоскости, поворачивая Шар Силы, и, меняя его полюса местами. То есть, Шар поворачивается по меридиану, в отличие от поворота при посредстве Паучьей Лапы, когда вращение происходит по экватору. Действие правой руки похоже на удар сверху молотком по шляпке гвоздя. Отсюда и название – Атака Молотом. Теперь Центр зажат между лицом левого и пяткой правого кулаков. Одновременно с этим движением, левая ступня поворачивается на носке пяткой внутрь, примерно на девяносто градусов. Теперь направление передней ступни составляет угол около сорока пяти градусов с линией атаки. Но самое главное в этом повороте это то, что пятка передней ноги приближается к проекции центра тяжести позиции Кун Дзянь Пу. Теперь Вы можете наносить удар задней ногой, не перенося вес тела на переднюю ногу движением в сторону. Вместо этого, Вы просто немного подаёте корпус вперёд, в направлении удара, и центр тяжести оказывается в пределах площади опоры. Не прерывая движения, поднимите полностью согнутое правое колено так, чтобы оно было направлено на цель под нужным углом к горизонту. При этом бедро расположено вдоль линии атаки, точно под правым предплечьем, так же направленным вперёд.

Остаётся только выполнить разгибание колена, завершая удар на выдохе, с остановкой его. На довыдохе колено сгибается, не опускаясь вниз. Лишь после этого Вы можете опустить бедро в нужную позицию. Сейчас мы будем опускать его назад в левую Кун Дзянь Пу. Заканчивая довыдох, поставьте правую ступню назад пальцами вперёд. Одновременно поверните левую ступню на носке пяткой наружу на девяносто градусов, завершая принятие левой позиции Лука И Стрелы. При этом выполните движение Паучья Лапа, разжимая правый кулак, и двигая правую ладонь по дуге влево и к себе в позицию перед солнечным сплетением. Во время этого движения левый кулак также раскрывается в ладонь, и левая рука, двигаясь наружу из-под правой, тыльной стороной ладони влево и вперёд, занимает положение защиты на линии атаки на расстоянии около трёх кулаков от правой кисти. Прежде чем приступить к отработке удара Фей Цзу задней ногой, основательно изучите движение Чун Чуй. Выполняйте его медленно и быстро из правой и левой позиции. Изучите его отдельно, до момента выведения заднего кулака вперёд, и отдельно до подъёма заднего бедра с согнутым коленом. В последнем случае, зависайте с поднятым бедром, привыкая к ощущению устойчивого равновесия. Вы должны добиться уверенности, что вы имеете две точки опоры. Тогда вся сила будет волной вливаться в Ваш удар, ни малейшая её часть без Вашей воли не будет расходоваться более ни на что. Одновременно с  отработкой этого Щелчка ногой, вернитесь к Фей Цзу передней ногой. Проникнитесь сознанием того, что и в этом случае используется Атака Молотом. Когда Вы поворачиваете заднюю ступню в положение готовности к удару, или, когда Вы перемещаете её вперёд к передней ступне, представьте себе, что Чун Чуй только что завершён, чуть обогнав движение опорной стопы. Но главное в том, чтобы Вы, как и при ударе задней ногой, чувствовали две точки опоры. До тех пор, пока Вы не овладеете техникой Чун Чуй, Ваши удары ногой вперёд не будут совершенными, а о других видах ударов ногами лучше пока временно забыть. Кроме того, используйте дополнительную точку опоры во всех движениях: и в ударах руками, и просто в перемещениях.

Удар Фей Цзу задней ногой применяется не так широко, как его варианты передней ногой, но всё же  достаточно  часто. Просто, в отличие от второго, для его выполнения используются не четыре вида перемещений, а только два. Зато после нанесения заднего Фей Цзу можно предпринимать гораздо более разнообразные действия. Для начала его изучения мы будем использовать позицию Кун Дзянь Пу, как исходную, а ногу после удара будем перемещать и вперёд, и назад, как в форму Лука И Стрелы, так и в форму Лучника. Исходных стоек может быть только две: длинная и короткая. В качестве каждой из них могут применяться любые, функционально сходные с Кун Пу и Кун Дзянь Пу, например: Ци Ма Пу (Жёсткая Позиция Всадника), Ма Пу (Позиция Всадника), Бань Ма Пу (Полуфронтальная Позиция Всадника), Форма Леопарда, Форма Тигра и другие. Но, как я уже сказал, для начала ограничимся позицией Лука И Стрелы. В отличие от переднего Фей Цзу, нет нужды приближаться к противнику с длинной дистанции для нанесения заднего удара ногой. В этой ситуации используется только удар передней ногой. Наша же ситуация подразумевает, что мы уже находимся близко к противнику, иногда даже, слишком близко. Несмотря на то, что  Фей Цзу передней ногой имеет вариант удара на отходе, им не всегда можно эффективно пользоваться. Во-первых, при слишком короткой дистанции, часто не хватает места для подъёма передней ноги. Даже подняв её, нам может не хватить расстояния, чтобы разогнать удар до необходимой скорости. Я уже говорил о том, что в таких случаях передний Фей Цзу является тактическим ударом. Именно этот его недостаток сделал необходимым изучение его заднего варианта. Кроме того, удар на отходе использует возвратно-поступательную волну, создаваемую движением корпуса и ног. Несмотря на то, что целью этой волны является наращивание скорости и избегание начала движения из точки с нулевой скоростью, всё же, на очень короткой дистанции суммарной длины волны назад и вперёд не хватает для того, чтобы конечная скорость была приемлемой. Удар же задней ногой, так же использующий возвратно-поступательное движение, отличается от предыдущего тем, что использует не одну волну, а две: одну возвратную, другую – прямую, причём начинают они своё действие одновременно, накладываясь, а не перетекая друг в друга. При этом задняя нога имеет начальную позицию, более отдалённую от цели, чем передняя. В результате, набор скорости происходит на несколько большем расстоянии, а за счёт движения Чун Чуй, задняя нога имеет большее ускорение, чем передняя. На длинной дистанции это является недостатком, но не на короткой. Зоны действия обоих ударов частично перекрывают друг друга, и расширяют Ваши возможности в обе стороны от цели вдоль линии атаки.

Отрабатывайте Фей Цзу задней ногой из позиции Лука И Стрелы по воображаемому противнику, нанося удары в три уровня по пять раз медленно и быстро из левой и из правой стойки. После удара ставьте ногу назад в исходное положение. Нанося удары по снаряду для разнообразия заканчивайте приём, ставя ногу вперёд и меняя стойку на противоположную. При отработке этих действий в паре с партнёром, кроме использования этих перемещений, заканчивайте удар также в позиции Лучника, опуская ногу и назад, и вперёд. Вы можете обмениваться с партнёром ударами по очереди или меняться ролями после нанесения каждым из вас пяти ударов. Как и ранее, медленные удары наносите в контакт с корпусом противника, но не доводите их до цели при ударе в голову. Контакт должен быть в меру глубоким. При щелчковом ударе погружайте стопу в глубь цели на треть её длины, а при буферном или динамическом, до половины или даже полностью. Практикуя Фей Цзу на скорости, обязательно используйте кирасы. Необходимо сказать ещё несколько слов об уровнях нанесения удара. При ударе Фей Цзу передней ногой возможны три уровня его нанесения: нижний, средний и верхний. В боевой ситуации наибольшую ценность имеют нижний и средний уровни, но в некоторых случаях оправдано и поражение цели, находящейся высоко. Задний Фей Цзу может быть использован для поражения четырёх уровней. Прежде всего – это нижний: точка между пупком и лобковой костью. Это довольно слабое место противника, но именно поэтому её труднее всего поразить ударом ноги. Этот уровень каждый защищает инстинктивно, опытные уличные бойцы вырабатывают каждый свой собственный метод для его защиты. Правда, они больше опасаются удара в пах. Но, несмотря на то, что прямой удар намного труднее отразить, чем направленный снизу вверх, всё же эта область всегда является зоной особого внимания. Поэтому атакуйте её, только заранее подготовив своё действие. Самым эффективным я считаю поражение ударом Фей Цзу задней ногой солнечного сплетения. В прежние времена любой удар ногой, нацеленный выше пояса был в драке неожиданным для противника. Удар же  ногой по голове  вызывал настоящий шок, у нападающих пропадала всякая охота продолжать схватку с таким бойцом. Но времена изменились, и сейчас только ленивый не задирает ноги выше головы. К счастью руководством для таких специалистов, служат фильмы о кун фу и каратэ, не имеющие ничего общего с реалиями боевой практики, и уроки боевой техники, получаемые не регулярно там, где и регулярное посещение занятий не слишком может обогатить технически. Но прямого удара ногой в центр не ждёт никто, я Вам ручаюсь. Если же он подготовлен предварительными действиями, то успех гарантирован. То же касается и удара, нанесённого в верхний уровень. Конечно, путь его к цели длиннее, но, во-первых, подготавливайте его, а, во-вторых, не бейте по кругу, уподобляясь тем знатокам уличной хореографии, которые задирают ноги в надежде произвести впечатление на слабонервных. Увы, слабые духом на Вас, скорее всего, никогда не нападут. Итак, наносите Фей Цзу задней ногой в кончик подбородка.

Существует и ещё один – четвёртый уровень нанесения Фей Цзу задней ногой. Этот уровень расположен, примерно в тридцати сантиметрах над головой противника. Но бить нужно в верхний уровень – в подбородок, пронзая его бьющей стопой и заканчивая на четвёртом уровне. По отношению к четвёртому уровню – это Щелчок, но реально Вы поражаете третий уровень – подбородок. Это очень опасный, проламывающий вариант удара. Применяйте его только в случае реальной угрозы для Вашей жизни и здоровья. В отличие от удара в третий уровень, удар в четвёртый, выполняется по более круто восходящей траектории. В первом случае удар наносится почти вперёд, и, несмотря на наклон траектории удара к горизонту, его действие мало отличается от ударов в средний и нижний уровни. При ударе выше верхнего уровня он подходит к цели снизу вверх и поражает не подбородок, а область под подбородком, откидывая голову противника вверх и назад. Не используйте такой глубокий пронос стопы при ударе в средний уровень. Он встретит слишком большое сопротивление массы корпуса, скорость начнёт быстро уменьшаться, то есть, ускорение станет отрицательным, и удар превратится в толчок.

Форма Лучника используется не только после нанесения Фей Цзу, но и перед самым началом удара. Эта вторая возможность применения Кун Пу делает удар задней ногой (не только Фей Цзу, но и большинство других ударов ногами) универсальным, в смысле его пригодности для поражения целей с любой дистанции. Для того, чтобы ударить задней ногой из Кун Пу, необходимо сжать длинную форму в другую, с более короткой базой. Это движение называется “Кольцами Дракона”. Познакомившись с ним сейчас, Вы будете постоянно прибегать к его помощи. Как было сказано, для удара задней ногой существуют всего два перемещения. Но зато это второе, охватывает очень большую зону, что и делает использование Колец Дракона таким незаменимым. Если это перемещение выполнять перед ударом ногой после атаки верёд руками, с оттягиванием центра тяжести назад и с последующим броском его снова вперёд, Кольца Дракона имеют вид Челночного движения. В действительности они и являются Челноком, просто после движения вперёд это более заметно. Очень важным для ближнего боя становится шаг назад с Кольцами Дракона. Это позволяет нанести удар задней ногой из таких позиций, когда противник не ожидает не только ударов ногами, но и руками. Это позиции с дистанцией до противника настолько короткой, что кажется возможной только дальнейшая схватка с применением техники борьбы. В таких случаях, если бы не Кольца Дракона, то Вы имели бы намного меньше шансов выйти с честью из боя с противником, привычным к действиям в свалке.

Кольца Дракона, это не просто те технические действия, которые сейчас будут Вам представлены. Одних только правильных движений на этот раз недостаточно. Для того, чтобы они получились без малейшего нарушения плавности и непрерывности и при этом сохраняли мощь, нужно проникнуться внутренним их содержанием. Если Вам приходилось видеть, как бросается на врага гюрза или гремучая змея, Вам будет проще понять сущность Колец Дракона. Сначала змея сжимает свои кольца, оттягивая голову назад, но при этом голова движется не по прямой, а, пружиня на изгибах тела, описывает кривую траекторию, выпуклую или вогнутую. Скорость сжатия колец плавно, но очень быстро нарастает, переходя с возвратного движения на поступательное, и с криволинейного на прямолинейное. Сжатие и распрямление колец тела змеи не может быть проанализировано с точки зрения напряжённости и расслабленности мышц её. Тело, находящееся в таком сложном движении, да ещё выполняющее стабилизирующие изгибы по своей длине, постоянно использует импульсы кратковременных напряжений и расслаблений. Они возникают и пропадают с большой частотой, и имитировать их для человека нет никакого смысла, да и возможности. Детальное повторение движений животных тем нелепее и бесполезнее, чем больше они отличаются от человека анатомически. Вам необходимо в один момент превратиться в настоящую змею энергетически. Ваше тонкое тело способно, на короткое пока время, принимать формы любых существ, так как оно, проходя все ступени эволюции, не затвердело в неподвижной форме, подобно Вашему физическому телу. Оно очень податливо и послушно Вашему управлению, если Вы научились концентрировать волю, вооружив её правильным дыханием. У змеи только одно оружие, которым она может воспользоваться – это голова с ядовитыми зубами. Но Дракон, используя те же движения, что и змея, имеет в своём арсенале и когти, и зубы, и хвост.  Оставаясь всегда Драконом, станьте на миг змеёй, отпряньте от врага, и, бросившись на него, ударьте “когтями задней лапы”.

Начнём, как всегда с простого движения, которое всегда будет ядром всего действия в целом. Примите левую форму Лучника, держа руки в положении средней защиты. Выполните те же действия, что и при ударе Фей Цзу задней ногой из формы Лука и Стрелы. В сущности, ударяя Фей Цзу из Кун Дзянь Пу задней ногой, вы так же применяете частный случай Колец Дракона, если при повороте передней ступни слегка скользнёте ею назад к опорной ноге. Но из позиции с короткой базой такое движение не слишком изменит динамику удара. Другое дело, из стойки с длинной базой. Вращая кулаками Шар Силы по меридиану в вертикальной плоскости, и подтаскивая переднюю ступню с одновременным её поворотом пальцами наружу, Вы двигаете центр тяжести назад. Цель этого перемещения, сократить базу позиции, для последующего переноса центра тяжести вперёд. Но такое движение будет прерывистым: превратить сжатие в растяжение плавно без остановки и, следовательно, потери времени, невозможно. Но вспомните змею: сжатие по кривой линии, бросок вперёд – по прямой. Но Вы больше, чем змея, Вы – Дракон. Двигайте к себе переднюю ногу по дуге внутрь. В это же время, выполняя Чун Чуй, закручивайте его изнутри наружу, вслед за этим движением следует заднее бедро. Движение Атаки Молотом более акцентированное и заряженное упругой силой, чем возврат передней ноги, поэтому центр тяжести не уходит назад, а идёт вперёд по короткой дуге снаружи внутрь и, приближаясь встречным движением к передней ноге, выходит на прямую. Он вытаскивает за собой на эту линию заднее бедро с поднятым и согнутым коленом точно под согнутую в локте заднюю руку, которая теперь стала передней. Из-под этой руки и будет выброшена вперёд в удар задняя стопа. После удара согните колено бьющей ноги и верните её в любую позицию, ставя ногу вперёд или назад. Учтите, что противник перед ударом находился вплотную к Вашему переднему колену. Чем он находится дальше от Вас, тем меньший путь должна проходить назад передняя нога, тем раньше следует начинать Атаку Молотом, и дальше кидать вперёд центр тяжести. Поэтому, если расстояние до противника составляет более половины длины Вашей позиции Кун Пу, нет смысла наносить удар задней ногой. Вместо этого переместитесь вперёд заднюю в форму Оси и атакуйте передним Фей Цзу.

Это расстояние является максимальным, лучше использовать дистанции более короткие, как уже было сказано, когда противник находится вплотную к Вашему переднему колену или, когда Вы из

длинной позиции достали его ударом заднего или переднего кулака. Вы, конечно, понимаете, что ни с того ни с сего Вы не окажетесь перед противником вплотную в длинной стойке. В это положение Вы ставите себя сами в результате атакующих или защитных действий. Так же, Вас может застать в этом положении приближение противника при Вашей неудачной атаке. Так или иначе, Вы должны чувствовать в этой позиции уверенность и готовность легко двигаться. Без крепкого и растянутого тела это задача не из лёгких. К укреплению тела и растяжкам связок и суставов мы вернёмся в следующем шаге, с принятием позиции Кун Пу разберёмся через несколько строк, а сейчас ещё несколько слов об энергетике движения с использованием Колец Дракона, точнее об управлении энергетикой тонкого тела с помощью воли и дыхания. Вращая Шар Силы на вдохе, представьте себе, что вы наматываете содержимое Вашего внешнего кокона на этот Шар. При этом кокон сжимается, стягиваясь к Центру Силы. Ваши передняя и задняя ноги приближаются к центру тяжести тела, подтаскиваемые именно при помощи рук, вращающих Шар. Шар при этом переполняется напряжением, и таранное движение ноги сквозь него вызывает взрыв. Дыхание, Воля и Техника – вот составляющие правильного, наполненного движения. Применяйте этот контроль над действием всегда, когда это возможно. Возможно же это всегда!”

К сожалению, формат статьи не позволяет более развёрнуто ответить на вопрос о постановке ударов. Поэтому, я отсылаю всех интересующихся этим вопросом к книгам “Западный Дракон”, Уровни Первый, Второй и все последующие. Помимо того, что в них подробно излагаются все тонкости боевой техники, к этим книгам прилагаются DVD, содержащие видео ролики, которые наглядно иллюстрируют написанное. Ещё более заинтересованных я приглашаю стать учениками Школы Западного Дракона. Для тех, кто живёт на значительном расстоянии от нашего центра, периодически проводятся семинары,  на которых в течение нескольких дней ученики из отдаленных районов имеют возможность знакомиться с техникой, философией и миросозерцанием Западного дракона.