Путь познания и образования

Несмотря на все предыдущие объяснения, вопрос о соотношении Ступеней и Уровней остаётся не до конца понятым учениками. Я уже не говорю о тех, кто не погружён в процесс обучения. Впрочем, непонимание последних не слишком меня тревожит, а, попросту говоря, вовсе меня не  касается. Более того, даже непонимание предмета некоторыми ”учениками” остаётся до поры вне  моих попыток довести столь  сложный вопрос  до полного ими понимания. Кто эти ученики, какова причина их “дискриминации” и до какой “поры”, я надеюсь сделать понятным в результате дальнейшего раскрытия темы.

Западный Дракон, это не система, не клуб, не спортивная секция и не способ привлечь учеников, склонных искать “Путь К Себе” или испытывающих болезненную тягу ко всему ориентальному, включая эзотерику. Западный Дракон, это Школа. А Школа начинается с первых попыток родителей образовать из народившегося чада мыслящее и самостоятельное существо, которое можно без опаски выпустить во взрослую жизнь. Во времена СССР наше образование было самым лучшим и правильным в мире, и, если отвечающие за будущее народа “Неизвестные Отцы” вернутся к прежней системе, таковым будет снова и останется таковым на многие годы, оставив позади сошедший с ума запад. Эффективность советского образования обеспечивалась структурой образовательного процесса, которая была сходной для всех групп учебных заведений: от дошкольных  до высших и специальных. От гуманитарных и технических  до всевозможных курсов. В основе их всех находится понятие “Школа”. То есть запланированное продвижение от простого к сложному, находящееся в определённых рамках, но не скованное ими, а остающееся гибким. Как и сам человек и его сознание.  Школа Западного Дракона не является исключением. Продвижение учеников по пути достижения специальных знаний аналогично тому, что происходит в детских садах, школах, институтах, академиях и научно-исследовательских институтах. Аналогично, но не является калькой с их методик и структур.

В некоторых случаях обучению в школе предшествуют подготовительные или нулевые классы. Затем следует обучение в начальной, а потом и в средней школе. После школы ученикам предоставляется возможность получить высшее образование. Для дальнейшей реализации своих способностей есть аспирантура и научная или исследовательская деятельность. В общем случае школьная программа распределяется по классам. В разное время их количество составляло 7, 8, 10 или 11 лет. Каждый класс делился на четверти, разделённые каникулами разной продолжительности. Поэтому продолжительность учебного года была меньше года календарного. Каждому классу соответствовала определённая программа получения знаний и строгий набор таких знаний. И такому  порядку следовало и преподавание в институтах. Во время моего обучения в начальных классах, с первого по четвёртый, все предметы нам преподавал один учитель или учительница. Кроме уроков пения, рисования, физической культуры и танцев. Также за уроки труда отвечал специальный преподаватель. С пятого класса до десятого  каждый  предмет преподавал отдельный учитель, а над всеми учителями находился классный руководитель. В то время обязательным было восьмилетнее образование, и те, кто не хотел учиться далее, мог оставить школу и или пойти работать, или получить специальное профессионально-техническое образование. Это являлось  эффективной практикой, так как в результате появлялись высококвалифицированные специалисты в разных областях деятельности. Даже те, кто сразу приступал после восьми классов к работе, часто становились рабочими и служащими, знающими своё дело и по тем временам неплохо оплачиваемыми. Так как они не тратили два года на изучение предметов, которые им были не нужны, а посвящали это время освоению профессии. При этом они могли оставаться образованными людьми, если конечно не просиживали восемь лет без толку. К сожалению, таких было тоже немало. А также немало было учеников, которые по инерции продолжали ходить в школу, не получая от этого почти никакой пользы. Часто это происходило от их инфантильности и боязни начать самостоятельную и ответственную жизнь. Иногда это было следствием стадного чувства, заставляющего недоросля жить и действовать, “как все”. В других случаях причиной была заурядная лень: лучше делать вид, что ты грызёшь гранит науки, чем реально работать на фабрике или заводе. Ну и, наконец, безвольное следование желанию родителей  заставляло пытаться поступать в совершенно не интересные абитуриенту ВУЗы. В результате появлялась масса никчемушников, не умеющих применять свои отсутствующие способности. Те же, кто никуда не смог поступить, в лучшем случае не устраивались на работу, а пристраивались на “тёплые ” места, пусть и малооплачиваемые. Во всех случаях такие люди несли с собой по жизни свою несостоятельность, как гармоничных и ответственных личностей.  В институтах могла повториться школьная история с аналогичным эпилогом. Конечно, количество молодых людей становившихся на путь своего развития осознанно и целеустремлённо, было также велико.

В Школе Боевых Практик, многое соответствует системе общего и специального образования,  но не является, как я уже говорил, калькой с него. Трудно  в нескольких словах обозначить аналоги и различия. Поэтому я подробно попытаюсь раскрыть эту тему.

У нас так же, как в школах и институтах существует программа обучения определённым предметам, которые составляют блоки навыков и понятий, называемые Ступенями. Как известно некоторым причастным к этому процессу людям или неизвестно прочим,  а также условно известно интересовавшимся этим, вся техника разделена на 90 Ступеней. При этом часть из них изучается в период, соответствующий начальной общеобразовательной школе. Другая же часть относится к школе средней. Могу сразу сказать, что знания и умение использовать технику начального обучения, заключены в первых двадцати четырёх Малых Ступенях, которые все вместе составляют Первую Большую Ступень, называемую Маленьким Леопардом. Всего же Больших Ступеней пять: первая из них, как только что было сказано, носит название Маленького Леопарда. Вторая – Маленького Дракона (двадцать одна Малая Ступень), которая условно соответствует программе средней школы. Третья – Большого Леопарда (двадцать четыре Малых Ступени) назовём это высшим образованием. А Четвёртая – Большого (Великого) Дракона (одиннадцать Малых Ступеней). Эту Ступень можно уподобить аспирантуре.  Завершают процесс изучения технических действий (подчёркиваю, именно технических) десять Малых Ступеней, которые не имеют отдельного названия, но вместе со всеми предыдущими Ступенями составляют Пятую Большую Ступень (и теперь уже единственную, переставшую носить название Ступени) Западный Дракон. При этом Западный Дракон перестаёт представлять собой Ступень и становится Пятым Уровнем.

Теперь перейдём к Уровням коих так же, как и Больших Ступеней существует ровно пять. Но сначала следует понять, что же такое “Уровень”? Здесь уже соответствий с обычной школой больше, хотя и различий тоже хватает. Прежде всего, при переходе от начальной школы к средней, преподаватель или учитель остаётся, как правило, тем же самым человеком. Иногда его может заменить тот, кто обладает правом такого общения с учеником или учениками. Это можно легко понять, сравнивая специфику самих преподаваемых предметов обеих типов школ. В обычной начальной школе учителю для обучения своих студентов всем обязательным дисциплинам хватает знаний и умения их применять, поскольку они не настолько глубоки и специфичны, какими должны быть у учителя средней, а тем более, высшей школы. За исключением специальных предметов, о которых я так же говорил выше. Когда программа предмета становится более сложной, появляется необходимость привлечения к обучающему процессу более узкого специалиста. При этом он помимо своего предмета может быть и знатоком других, но не всех. Так как многофункциональность обратно пропорциональна эффективности. В Школе Боевых Практик такая специализация разных преподавателей невозможна. Конечно, преподаватель ботаники или биологии должен владеть грамотным русским языком, как и преподаватель иностранного языка обязан знать русский. Хотя в жизни, к сожалению, это не всегда так. Учитель физики обязан хорошо знать математику, как и учитель химии, но далеко не всегда он владеет знанием литературы, истории или является хорошим физкультурником, оставаясь грамотным и культурным человеком. Хотя мы часто можем встретить и обратные примеры. Даже не всегда учитель обладает достаточно качественными знаниями в своей области. Приведу пример: когда я учился в шестом или седьмом классе у меня вышел спор с учительницей биологии, которая преподавала у нас зоологию. Разговор шёл о фелидах – семейства млекопитающих отряда хищных. Попросту говоря, о кошачьих. Она начала рассказ о тиграх и привела пример из фильма того времени “Барабаны Судьбы” о южноафриканском охотнике Джордже Майкле. Она предложила нам вспомнить, как в этом фильме тигр подкрадывался к своей добыче. Я этого не мог стерпеть и сказал, что тигры в Африке не водятся, но она стояла на своём. Мало того, что она этого не знала, она просто не могла увидеть в этом фильме тигра и приняла за него львицу или леопарда. Может быть вред нанесённый таким преподаванием не настолько фатален, но качество его (преподавания) заставляет насторожиться и предположить подобные казусы и в риторике других учителей. А вот в процессе обучения Боевым Практикам такой брак может оказать именно фатальный эффект. Представьте себе, что один учитель обучает технике нападений, другой способам защиты, третий — принципам применения в бою рук, четвёртый — ног. Отдельный преподаватель учит вас владеть Нунтяку,  другой — Тонфой, а кто-то – клинковым оружием. Один учит вас растяжкам, другой — укреплению тела и силовым упражнениям. Кто-то приходит и учит вас дышать, а его коллега пытается объяснить вам, что такое внутренняя энергия. При этом они не будут даже иметь понятия о том, чему вас учат другие. А в том, что, скорее всего, он не сможет риторически правильно доносить до вас знания и не владеет грамотным русским языком, я практически не сомневаюсь. Всё это должен делать один человек – УЧИТЕЛЬ. Это не тренер, не преподаватель и не инструктор, а именно, УЧИТЕЛЬ. Слово УЧИТЕЛЬ здесь означает не доктора-всезнайку, а гармоничного и широко образованного человека, энциклопедиста, обладающего обширными и глубокими знаниями, касающимися предмета своего общения с учениками. Согласитесь, что найти такого совсем не просто, хотя и возможно. К сожалению, таких ищущих учителя учеников поджидает масса предложений, добросовестность которых, они в силу своей неопытности, оценить не смогут. И вот здесь появляется понятие ”Уровень”.   

Уровень имеет косвенное отношение к изучению техники или предмета, часто не имея с ними ничего общего. Но по мере приближения к Четвёртой и Пятой Ступеням они всё более соответствуют друг другу. Но не по содержанию, а  именно по Уровню Понимания, Совершенства или Продвинутости. Более того, Пятый Уровень не имеет верхней границы, внешних атрибутов, как не имеет границ движение мысли. Мастер Пятого Уровня может продемонстрировать то же, что и любой ученик или мастер, но сразу будет видно отличие его действий, как в плане эффективности, так и в явном  ощущении превосходства его вследствие глубины внутреннего содержания. Например, в некоторых Школах Карате существуют два красных пояса: красный пояс четвёртого Кю (ученический) и красный пояс десятого Дана (супер мастер). Можно ли не увидеть разницу?  Также бывает чёрный пояс первого Дана, а также чёрные пояса второго, третьего, четвёртого и пятого Данов. Вот здесь уже уместно говорить о разных Уровнях. Мастер Дзю До Дзигоро Кано, пройдя весь путь от начинающего до мастера, вновь стал носить белый ученический пояс. Так на каком же Уровне он находился? Тем, кто не прошёл хотя бы три четверти пути, нет смысла объяснять, что же такое Четвёртый и Пятый Уровни. Они всё равно не поймут. Попробуйте объяснить первокласснику или даже восьмикласснику, что значит, постигнув большинство законов природы, достигнуть ощущения, с одной стороны свободы данное знаниями, а с другой стороны, увидеть своё несовершенство и невозможность постигнуть все тайны мироздания. И при этом осознавать возможность и необходимость постоянного движения вперёд к недостижимому. Это и есть Пятый Уровень.

Если вернуться к подготовительному периоду обучения, то надо сказать, что здесь тоже присутствуют Уровни. С Первого по Десятый. А весь курс подготовки носит название Нулевого Уровня или Базовой Техники. Здесь понятие или слово “Уровень” означает только определённый блок действий, который необходимо освоить. Эти Уровни  более похожи на Ступени, но они не имеют своих специальных названий. И при переходе с одного на другой не предполагается проведение тестовых испытаний. Каждый из этих Уровней разделяется на Сеты, которых на разных уровнях может быть разное количество. Например, в Первом Уровне двадцать три Сета. При этом изучается и отрабатывается техника ударов, защит и связок с использованием только коротких позиций. Со Второго Уровня в применение вводятся длинные позиции и так далее. В отличие от обычных школ, продвижение по Уровням и Ступеням не столь жёстко связано со временем или учебным годом. В обычной школе уроки проходят пять или шесть раз в неделю, и ученики проводят на занятиях много времени. Причём, чем старше они становятся, тем больше уроков в день они должны посещать. И, кроме того, они должны выполнять домашние задания, которыми нерадивые школьники часто пренебрегают. Переход из класса в класс происходит с началом каждого учебного года. И только в особых случаях некоторых учеников оставляют на второй год без перехода в следующий класс. Исключения из школы случаются крайне редко. Причина в обязательном среднем образовании. Детей отдают в школу, не принимая во внимание их желания. Уже в этот период присутствует понятие Уровней, именно тех Уровней, которые имеют место при продвижении по Ступеням Боевой Техники. Как и в Школе Боевых Практик, ученики постоянно повышают свой Уровень, независимо от того, какой предмет или технику они изучают. Это всегда выражается в степени успеваемости ученика. По этому, в конце Нулевого Уровня или каждой Ступени, а также в конце каждого класса, всегда будут и ученики, повысившие свой уровень, и не продвинувшиеся или продвинувшие недостаточно. В этом и заключается причина, по которой продвижение ученика в Школе Западного Дракона не слишком привязано ко времени. В Школе Боевых Практик образование не является обязательным. Оно добровольное. Более того, учитель может отказать потенциальному ученику в приёме. Но тем, кто принят в Школу, он старается помочь не отстать от более динамично развивающихся учеников. Кроме того, существуют возможности репетиторства или частных занятий, если ученик достоин прикладываемых усилий. При этом следует понимать, что медленное продвижение не есть отставание в негативном смысле. У каждого человека есть свои особенности, возможности, энергетика, запас физических и духовных сил, и долг учителя помочь ему реализовать свои способности. Поэтому время и не является критерием продвижения. По многим причинам занятия в Школе Боевых Практик не могут длиться столь же долго, как уроки в школе. Всего лишь полтора-два часа. Хотя бы потому, что обычную школу посещать необходимо. По этой же причине занятия и тренировки проводятся не каждый день, а три-четыре раза в неделю. Зато домашние задания приобретают доминирующее значение. А вот если ученик не успевает по причине лени или манкирования требованиями и заданиями учителя, то он теряет право посещать занятия раз и навсегда. Обратите внимание на два момента, которые могут ввести в заблуждение относительно Уровня ученика постороннего наблюдателя. Иногда можно услышать высказывания некоторых людей о том, что они занимались Карате пять или десять лет. Тем самым они хотят повысить свой статус или вес в глазах тех, к кому обращено это высказывание. И часто они добиваются желаемого эффекта. Причина в том, что большинство людей мыслят штампами, навязанными им посторонним мнением. Следует мыслить самостоятельно и независимо. Ключевое слово в высказанной сентенции это “занимался”. Если ты говоришь об этом в прошедшем времени, то ты ничего  собой не представляешь, как боевая единица. Затем, что такое  ”десять лет”?  Многие ли, окончив школу, после десяти классов в совершенстве знают историю, математику, физику, иностранные языки (да и свой собственный), литературу и прочие предметы? Таких людей единицы. Кстати, это говорит об их высоком Уровне. А ведь в школу мы ходили каждый день и проводили на уроках по шесть — восемь часов. Тот, кто занимался Карате десять лет, ходил, чаще всего на тренировки три-четыре раза в неделю. Помножьте эти тренировки на полтора часа, и вы увидите, что он находится на уровне ученика четвёртого (в лучшем случае) класса. Конечно, встречаются и те самые единицы, которые, являясь исключением, подтверждают правило. Но они никогда не стали бы похваляться тем, что они когда-то достигали чего-то. Они продолжают свою практику.

Второй момент заключается в основном отличии общих школ от Школы Боевых Практик. В школу ходили или ходят все и любое изменение в состоянии умов, знаний и умений окружающих воспринимается спокойно в сравнении со своими успехами. Представьте себе человека, друг которого пошёл в первый класс, а он остался оболтусом, по какой-то причине не получающим никакого образования. Он через год будет удивлён, до какой степени будущий второклашка отличается от того ребёнка, который только переступил порог школы. Конечно, при условии, что тот старательно учился.

Старательный ученик, прошедший Нулевой Уровень может показаться далёкому от Боевых Практик человеку чуть ли не мастером. И у него возникает вопрос: “Какой же это подготовительный период, и что же ещё нужно изучать далее?” Но, во-первых , для продвижения вперёд от простого к сложному, нужно становиться мастером пройденного предмета. Иначе нет смысла тратить своё время. А во-вторых, вопрошающий  не может адекватно оценивать Уровень того, о чём он имеет смутное понятие. Например, в музыкальную школу,  спортивную секцию, художественную или театральную студию поступают далеко не все. И успехи тех, кто выбрал себе такой вид деятельности, могут показаться запредельными  тем, кто занимается чем-то другим. Или вообще не занимается ничем.

Первый Уровень или начальная школа в Боевых Практиках соответствует началу продвижения, начиная с Первой Ступени  Дзя Цзы – Шуй Шу — Водяная Крыса. В Первой Ступени изучается определённая техника, а на Первом Уровне происходит постепенный переход от техники базовой к технике боевой. Причём это второе регулируется именно Уровнем Осознания и Готовности к Продвижению. При этом Уровень ученика может быть выше того, на который ориентирована данная программа. Но он должен сознательно остаться в рамках Первого Уровня, потому что должен научиться сохранять постоянно Состояние Ума Начинающего. Если ученик просто был готов приступить к работе над Первой Ступенью в рамках Первого Уровня, то он так и будет продвигаться вперёд, согласно разработанной для него программе. Не зря продвижение в рамках Уровней называются не Сетами, а Шагами. Более подготовленный ученик, повысивший свой Уровень ещё во время освоения Базовой Техники, сознательно сам притормаживает себя, чтобы научиться Остановке Флуктуаций Сознания. Если же ученик считает, что он не пройдя предложенный курс, может двигаться далее, то повышение его Уровня является субъективной ошибкой, и объективно он не дорос до такого перехода. Нельзя оказаться возле очередного ориентира, не сделав определённого количества шагов. Достижение ориентира станет иллюзией. Если его не остановить, то его самооценка превзойдёт его возможности. Гармоничное течение развития нарушится, появятся признаки нарушения Закона Великого Предела и путь вперёд объективно будет закрыт. Задача учителя предотвратить этот внутренний конфликт. Если этого не произойдёт, то на этом обучение заканчивается. К концу Двадцать Четвёртой Ступени, близко к Большой Ступени Маленького Леопарда ученик может находиться на Третьем, и даже на Четвёртом Уровне. Но проблема остаётся прежней. И только на Шестьдесят Девятой Ступени, при подходе к состоянию Великого Дракона, Уровни выравниваются с соответствующими им Ступенями и занимают надлежащее им место. Я надеюсь, что если не совсем вас запутал, то кое-что прояснил. Впрочем, каждому своё, в зависимости от его Уровня.